О ВОЗМЕЩЕНИИ НДС
Как возместить НДС? Этот вопрос не теряет свою актуальность среди налогоплательщиков на протяжении длительного времени.
К сожалению, по большей части, позиция органов налогообложения по данному вопросу остается неизменна: выявление любых формальных оснований для отказа в возмещении.
Предоставить документы
По общему правилу, для возмещения налога в налоговый орган представляется соответствующая декларация. Налоговый орган проводит камеральную проверку этой декларации (ст. 176, 88 НК). В ходе камеральной проверки налоговики определяют обоснованность возмещения налога.
Нужно отметить, что Налоговый кодекс не устанавливает перечень документов, которые налогоплательщик должен представлять одновременно с декларацией. Однако налоговый орган вправе данные документы запросить у налогоплательщика на основании требования. Наличие данного права объясняется тем, что налогоплательщики в ряде случаев претендуют на возмещение НДС при отсутствии законных оснований.
Так, в статье 88 НК РФ сказано, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено в вышеупомянутой статье. А в пункте 8 той же статьи прямо предусмотрено, что налоговый орган имеет право требовать у налогоплательщика документы, подтверждающие (в соответствии со ст. 172 НК) правомерность применения налоговых вычетов.
При этом обязанность по представлению документов, подтверждающих обоснованность налога, заявленного к возмещению, возникает у налогоплательщика только после получения им требования о представлении документов (постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2008 г. по делу № КА-А40/8835-0.
Как показывает практика, требование о подаче документов, подтверждающих обоснованность возмещения налога, направляется в ситуации, когда заявлена значительная сумма НДС к возмещению.
Как бывает
Конечно, возместить НДС в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ, бывает крайне затруднительно. Организации вынуждены постоянно судиться с налоговыми органами, добиваясь возмещения НДС в судебном порядке.
Как отмечают юристы, руководителям организаций разумно оценивать заманчивые предложения от различных малопонятных структур оказать содействие в возмещении НДС в изначально безнадежных, с юридической точки зрения, ситуациях или организовать абсолютно “безопасную” схему возмещения НДС.
В таких случаях возмещение НДС может с большой степенью вероятности закончиться возбуждением уголовного дела, причем, как правило, подобные действия квалифицируются правоохранительными органами по ч.3 или ч.4 ст.159 УК (“мошенничество”) как совершенные в крупном и особо крупном размере (возмещенный НДС превышает двести пятьдесят тысяч рублей и один миллион рублей соответственно).
Ч.3 ст.159 УК РФ предусматривает в качестве максимального наказания лишение свободы на срок до шести лет, Ч.4 ст.159 УК РФ – до десяти лет. Данные преступления экономической направленности отнесены к категории тяжких преступлений, и, в отличие от налоговых преступлений, за их совершение судами, как правило, назначаются реальные сроки лишения свободы.
Помимо этого, при определенных условиях уголовные дела возбуждаются, даже если налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении НДС. В этом случае уголовное законодательство расценивает действия руководителя организации как покушение на мошенничество, которое не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам (ч. 3 ст. 30, ч.3 или ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Поэтому для того, чтобы избежать описанных выше серьезных правовых последствий, заявлять требования о возврате НДС имеет смысл, только в том случае, если организация действительно имеет законное право на возмещение НДС, которое возникло в результате нормальной хозяйственной деятельности организации, а не было искусственно создано с использованием различных незаконных схем.